Порядок обжалования НПА

Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) главы Октябрьской администрации и администрации.

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений регламентирован федеральным законодательством.

- Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

- В статье 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1

- В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

- Согласно статье 245 ГПК РФ федеральные суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти.

- Общие положения производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, закреплены главой 23 ГПК РФ.

- Глава 24 ГПК РФ устанавливает порядок производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

- Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48

- В соответствии со статьей 251 ГПК РФ: гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части;

- Согласно статей 252-253 ГПК РФ: лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, извещаются о времени и месте судебного заседания; заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания;

- Согласно статье 254 ГПК РФ:

гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления; заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ.

- В соответствии со статьями 256-257 ГПК РФ: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод;

- Статьёй 258 ГПК РФ определено: суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- В соответствии со статьями 191-192 АПК РФ: дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ; производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим;

- Согласно статье 193 АПК РФ:

а) заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

б) к заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта;

в) подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта;

- Порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов, требования к порядку принятия арбитражным судом решения по делу об оспаривании нормативного правового акта и к его содержанию, положения об опубликовании решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта установлены статьями 194-196 АПК РФ.

В соответствии со статьями 197-198 АПК РФ: дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главой 24 АПК РФ;

Куда подается заявление
о признании акта противоречащим закону

Согласно действующему законодательству, в случае если подается иск о признании недействительным правового акта органа власти, затрагивающего права и законные интересы заявителя, то такой иск должен подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения соответствующего органа власти.

Тулунский городской суд Иркутской области
665267, г. Тулун, ул. Ленина, д. 7
Тел.: (39530) 4-11-82
tulunsky.irk@sudrf.ru,

Дела об оспаривании иных правовых актов принятых органами местного самоуправления Тулунского района подлежат рассмотрению Тулунским городским судом (ст. 24, ч. 4 ст. 251 ГПК РФ).

Документы являющиеся нормативными

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.